Автомобильный журнал

Бюджетный сектор

Текст: Павел Иевлев
07 июня 2011

Ставший предпринимателем экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов заявил о планах возрождения проекта «Мишка». Этот проект был разработан в 90-х годах, как идея производства ультрабюджетного автомобиля для широких слоев населения. Машина должна стоить не более 200 тыс. руб. Казалось бы, отличная мысль, но… Затея эта, даже если она не является просто пиар-ходом, обречена на провал. Дело даже не в том, что этот самый «Мишка» похож на тюнигованную «Оку» и не соответствует современным нормам безопасности и экологии. (Прохоровский Ё-мобиль, скорее всего, ровно так же обречен оставаться забавным концептом, а не спасением отечественного автопрома). Дело в специфике бюджетного сектора автомобильного рынка России.

Россия – страна с небогатым в массе своей населением и, несмотря на все потуги выглядеть великой державой, по всем рыночным признакам относится к странам, как это принято формулировать, с «развивающимися рынками». То есть похуже Китая, но получше Вьетнама. Казалось бы, при столь невысоком среднем уровне доходов, преобладать на автомобильном рынке должны автомобили ультрабюджетного класса Low Cost, готовые закрыть спрос населения массовыми дешевыми машинами. Однако, как ни странно, картина в стране ровно обратная – на «бюджетники» отнюдь не ажиотажный спрос, а «средний ценник» рынка переваливает за 800 тысяч рублей. В чем же причина?

Наверное, для начала следует разобраться, что же такое «автомобиль по средствам».
Один американский эксперт сформулировал, что «машина по средствам» — это машина, стоимость которой не превышает три месячных заработка. В Америке несколько другое соотношение между зарплатами и ценами на машины, так что, применительно к России, я бы, пожалуй, умножил этот коэффициент на три. То есть, примем за разумную покупку автомобиль стоимостью в девять месячных зарплат. Давайте возьмем за основу такую формулу: ДЧСх9=РСт, где «ДЧС» — это месячный доход на члена семьи, а «РСт» — разумная стоимость автомобиля. Дети в данном раскладе считаются полноценными членами семьи. Допустим, вы и ваша жена зарабатываете по 40 тыс. рублей — зарплата по меркам России вполне приличная, — и ваш семейный бюджет не имеет значительных долговременных обременений, вроде выплат ипотеки или иных кредитов (в противном случае, эти выплаты должны быть вычтены из дохода). При этом у вас двое детей. Таким образом, для вашей семьи разумная стоимость автомобиля (40×2:4×9) составляет около 180 тыс. руб. Таким образом, если подойти к выбору разумно, ваш выбор сужается до одной единственной новой машины — ВАЗ 2105. Картина печальная, согласен, но такова российская реальность — если жить по средствам, то ничего лучше этого безнадежно устаревшего ведра с болтами средняя российская семья позволить себе не может. Однако тут вступает в действие новый фактор – кредиты.

image
Поделитесь с друзьями

 
Украшения стендов

Среди электромобилей, представленных на ММАС, были и типичные «украшения стендов» - машины реально существующие, но обозначающие скорее направление развития, чем реальный коммерческий проект.

Электромобили - настоящие и не очень

Продолжаем рассказывать о электрических концептах московского автосалона.

ММАС - Электромелочь

Чтобы увеличить пробег, динамику и скорость электромобиля можно изобрести аккумуляторы получше. Но это сложно. А можно пойти другим путем - сделать машину меньше и легче. Как показывает ММАС-2012, задача вполне решаемая.

ММАС - смотрим в будущее

Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС) - в этом году предоставляет собой большую, весьма представительную выставку.

Сам себе водитель

Предлагаем ознакомиться с еще парой систем, позволяющих реализовать идею автоматического управления и при этом использующихся на серийных моделях.